Не секрет, что многие покупают классические автомобили не только из бескорыстной любви к ним. При правильном подходе к делу ретрокар — не менее выгодная инвестиция, чем картина сегодняшнего авангардиста, которой через десятилетие будет восхищаться весь мир. Но капризы моды и деловые тренды угадать очень сложно, и вот уже непроданный олдтаймер покрывается пылью в гараже, принося владельцу сплошные убытки… Что делать?
Известный американский специалист Энди Рейд проанализировал несколько десятков автомобилей, которые не удалось продать во время закончившейся на днях Аризонской аукционной недели, и подробно разобрал причины их непопулярности. Поделимся несколькими примерами из его практики…
Пример 1. Жадность владельца. В этом году на аукционах было выставлено сразу несколько BMW M1 в разном состоянии, и желающих купить их за 300—450 тысяч долларов было немало. Но владельцы, наслышанные о популярности баварского спорткара, не соглашались даже на 480 тысяч и в результате остались ни с чем.
Пример 2: Не та машина не в том месте. У многих аукционов существует свой неофициальный стиль и ассортимент, своя сложившаяся аудитория, и предлагать ей нечто совершенно новое довольно рискованно. Например, роскошный индикаровский 2014 Andretti DW12 DHL Honda-Dallara мог бы уйти на аукционе Barrett-Jackson за миллион долларов и даже больше, но участникам Gooding & Co. болид не приглянулся даже за 460 тысяч, и это с учетом бесплатного VIP-доступа на все гонки Indy 500 в течение года.
Пример 3: Рынок «наелся». На рынке классических автомобилей тоже есть периоды дефицита и затоваривания: после того, как спрос на какую-то модель взлетит до небес вместе с ценами, неизбежно наступает откат. В этом году, например, выяснилось, что целевая аудитория Ferrari Dino или Iso Griffo намного уже, чем предполагали продавцы, задравшие цены в два-три раза за последнюю пару лет.
Конечно, это не все причины, и мы обязательно продолжим разговор о рынке олдтаймеров с участием экспертов-практиков.